Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях

Опубликовать в социальных сетях

Культовые камни Верхневолжского региона

Опубликовано 20.11.2014

ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ

2012-2013 г.г.

Авторы: Ерохин В.И. заслуженный работник культуры РФ, г.Углич, Чернецова С.Б., ЯрГУ им. П.Г.Демидова

 

Проблематика культовых камней, этих артефактов древней истории и культуры, фиксация сведений и сохранение памяти о них, вопросы их современной культурной интеграции привлекают многочисленных исследователей и просто краелюбов. Авторам уже приходилось делать сообщения по данной теме по итогам изысканий 2009-2011 гг.[1] В 2012-2013 гг. поиски были продолжены.

Они охватили значительные территории от Переславля-Залесского до Пошехонья. В них принимал участие В.В.Грошев – член Общества по изучению Тверского края. Помогли в поисках и сообщили ценную информацию музейные сотрудники и краеведы Кашина, Калязина, Весьегонска, Пошехонья Большого Села и московские краелюбы, занимающиеся выявлением артефактов мерянской культуры.

В процессе поисков были обнаружены неизвестные или просто забытые и потерянные памятники, выявлены новые сведения об известных объектах, появились новые версии, обрисовалась структура проблематики, методы исследований, сделаны новые публикации.

Авторы не будут касаться памятников окрестностей Мышкина, так как в журнале «Углече поле», посвященному Мышкину, опубликована обстоятельная статья С.Б. Чернецовой и О.Б. Карсакова «Культовые камни окрестностей Мышкина», а сосредоточатся и обрисуют обзорно, главным образом памятники тверского порубежья [2]. Естественно, что в рамках сообщения невозможно дать подробную интерпретацию каждого объекта, а она требует в ряде случаев и дополнительного изучения, сбора сведений. Поэтому мы ограничимся обзором находок, поскольку это дает примеры новых видов объектов, расширяет возможность сопоставлений в изучении проблемы и отдельных памятников.

В своем рассказе мы затрагиваем только несколько объектов, связанных с Калязином и Кашином. Некоторые из них упоминались ранее в других публикациях.

Казак- камень, лежащий в русле реки Кашинки под валами Кремля. Первый информант сообщений о камне - В.А. Никонова. Название объекта произошло от функции инициации, заключавшейся в том, чтобы добраться до камня по льдинам «показаковать», постоять на нем во время весеннего ледохода. Подобными функциями достижения-преодоления обладали: Синий камень близ села горки в Угличском районе, камень-стол рядом с деревней Мартыново в Мышкинском районе  [3]. Но более всего к нему подходит камень-скала «Buskam» у острова Рюген на прародине славян. Самый большой валун северной Германии находится в Балтийском море, на северном пляже местечка  Göhren на острове Рюген.

Его периметр составляет 40 метров, объем более 206 кубических метров, высота 8,5 метров из которых 1,5 метра выступают над водой. Предполагаемый вес 540 тонн. Добравшимся к камню и станцевавшим на нем жениху и невесте, гарантировалась долгая, согласная и счастливая жизнь. Валун тщательно охраняется береговой охраной и попасть на него могут только самые отчаянные смельчаки [4].

Удалось в этот раз зафиксировать размеры и Казак-камня, видимые над водой 180х160х80 см. Это сделали московские краеведы. Они же выдвинули свою версию названия камня «казак» - указующий подход к Кашинскому кремлю.

Немного выше по течению Кашинки, под крутым скатом прибрежной горы , у которой стоит храм Рождества Христова, в обиходе называемый Спас-на-горе, находится камень, известный кашинским краеведам. Его осмотрели и москвичи. Мы сделали его обмер 160х130х90 см, окружность 520 см. На нем обнаружены два изображения свастики, являющиеся, как известно, солярными символами, а также квадрат 40х50 см с точкой посередине – предположительно символ жилища или поля.

Можно предположить, что камень мог первоначально находиться на верхней кромке берега в доминантной точке, где позднее была построена церковь Рождества Христова. Возможно, что камень при строительстве первоначального деревянного храма столкнули вниз к берегу, или он съехал сам. Здесь можно предположить адаптацию его в христианство по символической линии солнце-крест-Христос. Христос – воплощение солнца, крест символ солнца и Христа. Праздник Рождества Христова – зимний солнцеворот.

«Синий» камень у деревни слободки в окрестностях села Верхняя Троица после долгого забвения вновь найден и введен в научный оборот кашинскими краеведами. Размеры камня 325х275х100 см, окружность 885 см. Это большой столбообразный валун-плита из серого гранита, лежащий в глухом заболоченном лесу. Недалеко от камня небольшой прудок-купальня с шестью сходами. По преданию в купальне совершали омовения, а на камень ставили и обливали водой детей или лили воду, взятую из прудка, на камень, собирали её, используя затем для омовения больных. Налицо сочетание двух сакральных составляющих – камня и водоема.

В прошедший сезон мы вновь посетили Чередовский камень, близ деревни Фенино в Калязинском районе на берегу реки Сабля. Спустя два с половиной года мы обнаружили тряпичные повязки на ольхе рядом с камнем, что говорит о его интеграции в современное культурное пространство. Раньше к камню приводили детей и оставляли на кустах их одежду. Размер камня 265х260х190 см, окружность 930 см. Сам камень, по преданию, стоял на верхней кромке берега и лишь несколько десятилетий тому назад съехал на откос.

Позднее, в нескольких десятках метров от камня В. Грошев обнаружил родник по сообщению местной жительницы З. Комисаровой, считавшийся целебным и, кроме того, «вещим», так как считалось, что если во время набора воды из него родник оставался чистым, то больной человек, для которого вода бралась, выздоравливал. Если источник становился мутным, это была плохая весть, больной мог умереть. В Переславском районе, на Нерли-Волжской, недалеко от деревни Измайлово существует «Легасов» источник с такими же повериями. Рядом с Чередовским камнем в воде лежит большой плоский валун. По преданию, на нем стояли или сидели во время омовений.

Нам удалось посетить Федоринский камень близ Пошехонья в районе села Яковлевское. Этот объект и его почитание отмечены ещё краеведами XIX века «… находится около села Федоринского в нескольких верстах от Пошехонья. Камень около аршина вышины; в нём 5 ямок, в которых скопляется дождевая вода; воде этой приписывают чудесную целительную силу… Камень пользуется большим почетом в пошехонском уезде: к нему приходят богомольцы за несколько десятков верст. С камнем этим, как и с некоторыми рощами и ключами, соединены христианские предания» [5]. Он представляет собой типичный чашечник размером 210х130х55 см с окружностью650 см. Его почитание было связано с одним из храмовых праздников близлежащей, ныне разрушенной церкви. На поверхности камня имеется пять чашеобразных углублений ёмкостью от 0,5 до одного литра, в которых собирается вода, обладающая по преданию целебными свойствами. Часть углублений прикрыта каменными крышками. Камень находится на скате берега глубокого оврага, над ним установлен восьмиконечный крест. Камень играет важную роль в сакрализации деревенской округи, и очень почитаем в настоящее время. О посещении его свидетельствуют привязанные на кресте и кустах ленточки [6]. По преданию у камня стояла часовня в честь преподобной Федоры, которая приснилась местному благочестивому крестьянину стоявшая на камне. Проснувшись, он заметил, что на гладком прежде камне появились углубления. Где касались камня её голова, руки и колени. К этой часовне из местной церкви в престольный праздник совершался крестный ход и богослужение [7].

С помощью краеведа из села Улейма А.А.Коршунова мы посетили Следочкин камень за деревней Карповской, о котором писал О.К.Мухин [8].

Этот древний почитаемый камень был давно известен в округе, но в 70-80 гг. дорога к нему была надежно забыта, хотя старики деревни Карповская его помнили. Камень был найден в результате долгих поисков О.К.Мухина и Ю.В.Курдюкова в июле 1995 года. Порода камня – серый гранитогнейс, так называемый дресвяник. Непрочной структуры, кое-где даже начинает крошиться. Следов воздействия огня не обнаружено. Он сильно врос в землю, но находится на прежнем месте в 118 квартале Дивногорского лесничества в 3-х км к северу от деревни Карповская. Его размеры 175х150х57 см, на его поверхности находится около двух десятков уверенных чашечных углублений и несколько отпечатков «копыт» разных размеров.

Фольклорных и этнографических данных зафиксировано не было, но при посещении камня летом 2013 года на деревьях рядом с ним висели немногочисленные ленточки, а рядом с камнем у ели стояла трость. Его интерпретация требует сбора дополнительных этнографических данных и исторических источников.

Мы также посетили камень чашечник (условно названный нами «вазой») на лесной дороге близ деревни Третьяковка-Владычное в окрестностях села Ильинское. Информация о нём была получена пять лет тому назад от одной из жительниц села Василёво, находившегося  в километрах пятнадцати от этих мест. По её рассказам в «вазе» всегда, даже в жаркую и сухую погоду находится целебная вода, которую местные жители пили или промывали ей больные места. Местные охотники из Владычного подтвердили, что они обычно отдыхают у этого камня.

Камень представляет собой плиту пятиугольник  175х170х40 см с окружностью 510 см, размерами чаши 100х110 см и глубиной до 15 см.

И, наконец, после двух лет поисков, пяти поездок в Переславский район нам удалось с помощью местных жителей отыскать Лось-камень на берегу реки Нерль. О существовании его мы знали ранее от Ю.В. Курдюкова и переславских краеведов. Размеры камня 380х305х900 см, окружность – 1010 см. На его восточном краю лежит полусферический фрагмент, диаметром около 100 см. Действительно он напоминает силуэтом горбоносую голову лося – сакрального животного мерян. Он упоминается в трудах переславских краеведов XIX в.

По сообщению информанта из деревни Мериново, а именно к ней ближе всего примерно в трех километрах и расположен камень, в начале 1970-х гг. в камень ударила молния, от него откололся кусок и упал в Нерль. На западном срезе камня выбитое изображение в виде восходящего из облаков солнца, дата «1964» и надпись «Чайка». Информант объяснил это тем, что невдалеке от этих мест когда-то была дача первой женщины-космонавта В.В. Терешковой, а лесная дорога, ведущая к месту расположения дачи, называется «Терешковской». Камень же местным населением в последнее время воспринимался как топографический индикатор при нахождении нужных мест для рыбалки и сбора грибов в этом глухом месте на извилистых, заросших обильной растительностью, берегах Нерли.

    И, наконец, самый дальний объект, который мы посетили – это камень-горка близ села Чамерово в Весьегонском районе. Он  лежит на береговом скате лесной речки. Это огромный, напоминающий плиту, столообразный валун из серого гранита размером 485Х137Х185 см,  окружностью 1650 см.

В расщелине на поверхности камня лежат монеты. А рядом с ним – навес-крыша на четырёх столбах, который построил местный священник в попытке реинкарнировать почитание камня в христианстве. Раньше камень находился внутри большой деревянной часовни во имя Параскевы Пятницы, возведенной специально над камнем в конце 18 века. Часовня представляла собой деревянную постройку с двумя или тремя окнами с железными решётками, крытая железной крышей с куполом и крестом. В народе называлась часовня «Камень». Сам валун часовни со всех сторон был окружён деревянным крашенным настилом, по которому к нему подходили люди. Верующие обходили вокруг камня, священник опрыскивал их «свято» водой, находящейся в щели камня.

Камень пользовался огромной целительной славой. Богомольцы приезжали к нему из Красного Холма, Бежецка и Весьегонска. Верующие часами стояли в очереди, чтобы прикоснуться к «святому» камню, помолиться всем святым и получить благославление от батюшки. Метрах в трёстах от камня за  речкой находятся заросшие развалины Весьегонского Троице-Пятницкого монастыря, старое кладбище, обведённое по славянскому обычаю валом и рвом. К камню приходили паломники из монастыря и совершали обряд омовения, аналогичный обряду на Синь-камне, что у села Верхней Троицы. В этом случае улавливается связь с посвящением монастыря, т.к. Параскева Пятница приняла на себя в христианстве черты связанной  с культом воды Мокоши.

   Таким образом, главным итогом наших поездок стали выводы о том, что  в случае обнаружения культового камня чаще всего ему сопутствует целый сакральный комплекс. Родник с целебной или святой водой, сельский заветный праздник не связанный с престолом близлежащего храма, а в освящении престолов и храмовых праздниках часто заметна связь с культовым значением объекта, связь с доминантными точками рельефа и микротопонимами места. Повсеместно заметно оживление интереса местного населения и туристов к этим объектам.

Примечания

  1. Ерохин В.И., Курдюков Ю.В., Чернецова С.Б., Новые данные о культовых камнях Ярославского Поволжья (по материалам полевых экспедиций 2009-2011 г.г.// История и культура Ростовской земли, 2011, Ростов, 2012. С.351-363
  2. Материалы публикуются впервые.
  3. Информация записана со слов директора «Музея кацкарей» историка и краеведа С.Н.Темнякина.
  4. Священные камни Рюгена – (электронный ресурс) режим доступа: http://nap1000.livejournal.com/1860.html#comments
  5. Якушкин Е.И. Молитвы и заговоры в Пошехонском уезде // Труды Ярославского Губернского  статистического комитета. Ярославль, 1868, вып. V.C.8.
  6. О Федоринском камне также см.: Альквист А. О древних элементах культурной среды современной российской провинции // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. – Ярославль, 204.; Аграфонов П.Г. Культовые камни Ярославского Пошехонья // «Плёсский сборник», материалы IV конференции «Проблемы изучения и возрождения русской провинциальной культуры» - Плёс, 1993.
  7. Киселев А.В. Деревенские святыни южных регионов Ярославского Повлжья в XIX-XX вв. // История и культура Ростовской земли. 2004. Ростов, 2005. С.236.
  8. Бутусова Н. Следочкин камень – (электронный ресурс) режим доступа – http://rostland.blogpost.ru/2012/04/blogpost_03/html
  9. Никольский Н. Материалы по описанию Троице-Пятницкого женского монастыря. – г. Весьегонск, типография Виноградова А.П. 1911.
  10. Воспоминание Сергея Кислякова о Камне – (электронный ресурс) режим доступа – https://sites.google.com/site/vesuezd/kamen/ziteli-kamna-rasskazyvaut/vospominania-sergea-kislakova-o-kamne
Содержание

Опубликовать в социальных сетях