Слава Богам Родным!
|
Первейшие Святодни Исконной Традиции суть: КОЛЯДА – один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту , День Рождения Нового Солнца и Нового Года. Празднуют Коляду обычно с 23 по 25 стуженя\декабря. О сию пору творят обряд Обновления – Возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные Костры, «помогая» Новому Солнцу появится в Явном мире. В народе говорили: «Зима – за морозы, мужик – за праздники». Примечали: «Коли в этот день снега глубоки – травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло – весна будет холодная», «Если метельная ночь – пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо – густо и ягод будет». А предтеча Коляде Святодень Корочун – самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Отмечают этот день в ночь с 21-го на 22-е стуженя, обращаясь к Богам Темяным оберега у них испрашивая. |
Ночи с 23 по 25 стуженя хороши для разного рода гаданий, волшбы, переходов Души в другие измерения, что вообщем не безопасно.
Старик Корочун старый год завершает, дни прежние коротит, а Божич Коляда свет новый год младой зачинает, дабы грядущее лето с добром в Явь пришло.
Празднуют Коляду отличая от других Праздников многими мистериями. Молодое поколение ещё до обряда собираются вместе и нарядившись в скоморошье, лица сажей намазав идут коляедовать. Суть коледования в том. Чтобы накрыть праздничный стол не потратив ни копейки денег, взрослые смотрят на что способны молодые. Дале из того, что наколедовали накрывают стол и все идут на Обряд – Богослужение в Храм либо на Капище. После обряда сородичи собираются за общим столом, где находятся в ожидании гостя невиданного из другого мира, которого зовут Полазник (полазник выбирается из взрослых мудрых людей и до времени к гостям не выходит). За столом в ожидании пробуют всего по немногу. Посидев за столом сородичи выходят на улицу «кормить» мороз кашей. В это время и приходит Полазник, который ведёт народ в место заколдованное рубить «Бадняк», чтобы мостить Мост приходящему году Коляде. Дале Бадняк срубали и приносили на обрядовый костёр, «открывали» ему глаза, чтобы уходящий год в последний раз посмотрел на родовичей, «открывали» рот «кормили» кашей, дабы уходящий год не с гневом в душе уходил, благодарили уходящий год за все дары которые он принёс и поджигали костёр. Когда Бадняк разгорался все били по нему палкой выбивая искры, и требуя возвращения утерянного, а ещё считается сколько искр выбьешь из Бадняка, столько счастья в будущем году привалит. Сокральная сотавляющая празднования Коляды – принятие и понимание, что всему тому что имеет начало и рождение приходит окончание и смерть, которые предусматривают новое рождение. Коляда – рождение нового Солнца, не нуждается в специальном описании или в каком либо «святом писании», мы это наблюдаем с вами каждый год, это наблюдали наши предки и будут наблюдать наши дети, потому что это естественное проявление в природе, не относящиеся к творениям человека, но проявление божественное.
ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ
– череда Святодней, посвящённых Памяти Предков, две недели начиная с Корочуна (кануна Коляды) и до Водокреса (см. далее) – чародейное время, когда Свет Нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения Предков , колядования , обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок и проч. Делятся Святки на две части: Святые Вечера, длившиеся от кануна Коляды (24 стуженя/декабря) до Васильева Вечера (Щедреца – Щедрого Вечера – 31 стуженя/декабря), и Страшные (Ворожные) Вечера, продолжавшиеся до Водокреса (6 сеченя/января).
ВОДОКРЕС
– последний день Святочных бесчинств, когда закрываются Врата Нави, а Мир приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес Вещий Бог посылает людям здраву – благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов… «Православные» христиане отмечали 6 сеченя/января Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением), вспоминая о «крещении» Иисуса в водах Иордана в Палестине.
ГРОМНИЦА
– встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов Гром. В народе говорят: «На Громницу зима с летом (весной) встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой. Отмечают Громницу 2 лютеня/февраля.
ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ – ВЕЛЕС СИВЫЙ (ЗИМНИЙ)
– Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий Праздник (ибо Велес – «Скотий Бог»), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому – приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса – Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями. Отмечают Велесов День 11 лютеня/февраля . О сём в народе говорили: «Велесов День – Коровий Праздник», «У Велеса и борода в масле». Собственно Власию предшествовали: 4 лютеня/февраля Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору») – время «звериных свадеб»; 5 лютеня/февраля Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») – в деревнях творили обереги на скот; 6 лютеня/февраля Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы »); 8 лютеня/февраля Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»); 10 лютеня/февраля Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас – никак, скоро весна у нас»). Сразу после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) – 15 лютеня/февраля. В этот день «Зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше телились, а поутру бабы «зорнили пряжу» – выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. 16 лютеня/февраля отмечали Маремьяну Праведную или Меремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Самой Матери Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам.
КОЩЕЕВ ДЕНЬ
– отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде. Отмечают Кощеев День один раз в четыре года 29 лютеня. Високосный год.
СОРОКИ
– Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами. Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. Отмечают Сороки 9 березозола/марта День . В народе говорили: «На Сорок, сорок птиц прилетает, сорок печуг на Русь пробирается», «На Сорок прилетел кулик из-за моря, принёс Весну из неволья», «На Сорок – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков». В этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершались Заклички. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.
ЖИВИН ДЕНЬ
– Святодень, посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны . Отмечают 20 березозола/марта
МАСЛЕНИЦА, КОМОЕДИЦА
– один из четырёх важнейших Праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию . Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь – входят в Силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас – своих потомков . Время возрождения – Весеннего «воскрешения» (от «Крес» – «Огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Сразу за Масленичной Неделей следует Комоедица – Медвежий Праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки . Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года… Отмечают Масленицу 25 березозола/марта. В народе говорили: «На Масленицу Весна Зиму поборола», чему радуется всё живое: «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт», и даже само Солнце «играет»; «С Комоедицей медведь из берлоги встаёт». Тако же о сию пору примечали: «На Масленицу гроза (Первый Гром – Вешнее Перунье) – на тёплое лето».
ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО
– чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб. Отмечалют 30 березозола/марта, пекут из теста «лествицы для будущего восхождения на Небо» и старались всячески задобрить «бесившегося» до полуночи (либо до первых петухов) Домового.
ВОДОПОЛ (ДЕНЬ ВОДЯНОГО)
– пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Отмечают 3 цветеня/апреля . В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт , то рыбный лов будет худой». Ему предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 цветеня/апреля) – собственно начало ледолома: «Загуляла Река-Матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно – ходить по нему опасно». На Акулину (7 цветеня/апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины – наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 цветеня/апреля): «Антип воды распустил», «Антиповы водополы – подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».
СТРИБОГОВ ДЕНЬ (СТРИБОГ ВЕШНИЙ)
– тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем. Отмечают 5 цветеня/апреля Федула Ветреника и Федору Ветреницу. В народе говорили: «Пришёл Федул – теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне наш Федул с ветра губы надул».
ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ
– череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейная неделя, посвящённая чествованию Девы-Лели – Юной Богини Весны и Девственной Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» женских водяных духов – Русалок-Берегинь. О сию пору девы в длиннорукавках без оберегов, уподобляясь Русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней… Отмечают 16 цветеня/апреля. Примечали: «Если овражки заиграют и опять замёрзнут – жди помехи на урожай».
ЛЕЛЬНИК
– Девичий Праздник, завершающий Русалью (Русальскую) Неделю – Первые Русалии, отмечаемый 14-22 цветеня/апреля – накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин – Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин – Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост – Вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится… В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары Русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу…
КРАСНАЯ ГОРКА
отмечаемый 18-22 цветеня/апреля
ЯРИЛА ВЕШНИЙ
– Ярила «отмыкает» (оплодотворяет ) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав. Отмечают 23 цветеня/апреля . В народе говорили: «Ярила Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет», «Ярила Храбрый – зиме ворог лютый». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище – на Ярилину (Егорьеву) росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!» Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!», «Ярилина роса от семи недугов», «На Юрия роса – не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу». Просили Ярилу (Егория) – Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря – оберечь скот от всякого хищного зверя. На Ярилу запахивали пашню, говорили: «На Ярилу выезжает и ленивая соха», «С Ярилы – начало сева яровых». По Ярилину Дню определяли урожай яровых хлебов: «На Ярилу мороз – будет просо и овёс», «На Ярилу мороз – под кустом овёс», «На Ярилу мороз – гречихи воз», «На Ярилу роса – будут добрые проса».
ЖИВИНА НОЩЬ
– чародейная ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.
ВЕШНИЕ ДЕДЫ
– череда Святодней, предшествующих Дню Земли (см. далее), неделя поминовения Предков, когда навии (души умерших) посещают живых. Основным днём Недели почитался вторник, именуемый в народе РОДОНИЦЕЙ (РАДУНИЦЕЙ) , когда родственники умерших отправлялись на кладбище, на могиле устраивалось угощение, во время которого усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу с живыми. Самым опасным днём Недели считался четверг, именуемый в народе НАВЬИМ ДНЁМ, ибо считалось, что в этот день души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета. Самым радостным днём Недели считалось воскресенье, именуемое в народе КРАСНОЙ ГОРКОЙ, когда на возвышенных местах устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры. Тако же в этот день по обычаю происходили смотрины будущих невест.
ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ (ДЕНЬ ЗЕМЛИ)
– Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь – Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву – слушают Землю… Отмечают 9 травеня/мая .
ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ)
– череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому (см. далее), чародейная неделя, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов – Русалок-Берегинь. Время, когда на смену Леле-Деве приходит Жена Лада. В народе говорили: «На Русальной Неделе купаться опасно – Русалки защекочут». В Семик девушки ходили в лес – «кумиться», при этом завивали венки на берёзках, через которые затем целовались, сопровождая всё действо соответствующими обрядными песнями . Семицкая суббота называлась Кличальным Днём, когда совершались особливые обряды проводов Русалок и «усмирения» Водяного. О сию пору девы сплетали из трав чучелко Костромы, а затем, кружась в неистовом танце, разрывали и размётывали его по полю…
ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ
– Змеиный Праздник, отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на Белый Свет, принося Земле плодородие. Отмечают 30 травеня/мая Змейник. По поверьям, в этот день змеи «имеют власть» безнаказанно кусать неосторожных людей, каким-либо образом потревоживших их. Считалось, что змеиный укус в этот день « бабка (знахарка) не зашепчет».
ЯРИЛА МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ)
– Праздник конца весны и начала лета, отмечаемый не позднее 3 кресеня/июня, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав – Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением Сил Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои Силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье. « О сию пору издревле поминали Предков и творили обереги от бесчинств, творимых Русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших неестественной смертью). В ночь на Ярилу — Мокрого девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. Согласно народным поверьям, сего дня как Огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов День открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.
КУПАЛА
– один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солцевороту . Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. Отмечают 24 кресеня/июня . Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные обрядные Костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки . Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-Цвет, а поутру купались в целебной росе… Накануне Купалы отмечался День Агриппины или Аграфены Купальницы (23 кресеня/июня). Этот день считался началом купания, хотя при тёплой погоде, конечно, начинали купаться гораздо раньше, ибо одни лишь пожилые люди избегали купаться до сей поры, о чём и говорили в народе: «На Аграфену Купальницу старики закупываются ».
СВАРОГОВ ДЕНЬ/ДеньЛАДЫ(ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ)
– чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары. Отмечают 29 кресеня/июня. Летнее Сварожье почитается тако же Днём Лады.
ПЕРУНОВ ДЕНЬ
– великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей. Отмечают 20 липеня/июля. В народе говорили: «На Перуна до обеда – лето, а после обеда – осень», «Перун грозы держит, Перун хлебом наделяет», «С Перуна Дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Перунова Дня в поле сива коня не увидать – ночи тёмные». После Перунова дня — заканчивается сенокос и начинается жатва. По поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела . Перунов День называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Перунов День снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни… Различали Перунв Мокрого и Перуна Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим – во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к Перунову Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую, подробнее о коих см. наши: «СВЯТО ПЕРУНЬЕ» и «ПЕРУНОВ ДЕНЬ».
ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ)
– буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени. Отмечают 8 серпеня/августа. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: Стрибоги-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут», «Ветры-ветрогоны пыль погнали по Белу Свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь». Вскоре Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) – «На Михея дуют ветры тиховеи – к ведренной (погожей) осени», «Михеев День с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей – к ненастному сентябрю».
СПОЖИНКИ
– Праздник окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая ) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу . Отмечают 15 серпеня/августа. Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку – на пест, на колотило, на кривое веретено!» – возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу…
ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО
– чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб. Отмечают 22 серпеня/августа. По поверьям, в ночь под «именины» Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины. В народе говорили: «Леший из лесу в поле выходит». В некоторых губерниях для предупреждения потехи Лешего крестьяне всю ночь сторожили гумна с кочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку, дабы оберечься от творимого Лешим озорства…
ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ (ОСЕНИНЫ)
Отмечают 8 вересеня/сентября – праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени. В этот день приносят требы Роду Все-Богу и Роду Небесному (Предкам), а также прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам». Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Осенины хорошая – осень будет хорошая».
ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ
– осенний Змеиный Праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. Отмечают 14 вересеня/сентября. В народе говорили: «Змейник осень зиме навстречу двигает», «На Воздвиженье птица в отлёт двинулась», «Двинулись над Русью птиц вереницы», «На Змейник змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся – уходят под Землю», «На Змейник ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется», «На Змейник медведь в берлогу уходит». По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя – «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются» сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманных насекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в «гробиках» к ветке дерева, имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников…
ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ)
Отмечают 24 вересеня/сентября – один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию . Самый крупный осенний Праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий Год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»… Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны , оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… До правления Петра Первого на Таусень на Руси встречали Новый год. Ещё называли этот день Заревницей. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые «Именины Овина»). Говорили: «На Заревницу хозяину – хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок». Примечали: «С Заревницы – зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль – «убегает лошадиным скоком»
ПОКРОВ (ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ)
– Сварог кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле – конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень «переламывается» на зиму. На Славянской Земле Украины покров празднуют 14 листопада\октября. Если на покров выпадает снег, то им обязательно нужно умыться, очищая себя от лиха разного и силу Богову принимая. На обрядах жгли загодя заготовленный мох, бросая его в Огнь – обретение и сохранение благ. Также не на обрядовых Огнях сжигали старые вещи и постельное бельё, чтобы в будущем году здоровья прибавилось. В средней полосе отмечают Покров 1 листопада/октября. В народе говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима», «Покров кроет Землю где листком, где снежком», «Не удивляйся снегу на Покров». Примечали: «Какова погода на Покров, такова будет и зима», «Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга – зима тёплая; если с запада – снежная». С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли: «Придёт Покров, девке голову покроет », «Если снег Землю покрывает на Покров – счастливое предзнаменование для обручённых». Девушки, кому пришла пора выходить замуж, просили: «Покрой, Сварог, Землю снежком, а меня женишком!» С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома – на зимнем корме. Тако же Покров – начало женских работ в избе.
ОСЕННИЕ ДЕДЫ
С 21 листопада/октября – череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (см. далее), неделя поминовения Предков, справления Тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий – до будущей весны.
ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ
– Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору Им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» Им в завершающемся Году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши – Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб – распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу… Отмечают 28 листопада/октября День Праскевы Пятницы или Праскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «Льняные смотрины».
МАРИН ДЕНЬ
– По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. Всенародно сей день не отмечают, но каждый по разумению своему радеет Темяной Матери, оберга испрашивая. Приносятся Требы в виде головней, которые обрядово тушатся в низинах речек и оврагах. День этот может отмечаться и раньше, а точнее когда снег уже плотно на землю ляжет.
КОРОЧУН
– самый короткий день в Году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий Год. Отмечается в ночь с 21 го на 22-е стуженя(декабря). Тако же как и Марин День на большим Кругом, но с людьми сведующими.